Судебная автотехническая экспертиза

1. Судебная автотехническая экспертиза

1. 1 Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

1.2 Судебная экспертиза технического состояния ТС

1.3 Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП

1. 4 Судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановления и оценки

 

1. Судебная автотехническая экспертиза

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учётом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

  • судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика).
  • Судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определённый круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, а также с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой и др.

1. 1 Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС)[3], расчёт параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные следствием (судом) моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП торможением и объездом в заданные следствием (судом) моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС конкретных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчётов, моделирования и экспертного эксперимента;
  • определение взаимного расположения ТС и препятствия в момент, когда водитель ещё имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они предусмотрены;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами ПДД, во избежание происшествия;
  • установление технической возможности у водителя предотвратить ДТП путём снижения скорости движения или объездом в момент, определённый органом, назначившим экспертизу, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение препятствия либо опасности для движения;
  • определение наличия (отсутствия) причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывания и т.п.) на основе использования технических данных и учёта объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспертизу, но и полученным экспертом расчётным путём результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своём заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Многие из приведённых задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведёнными выше судебными экспертизами, не относящихся к классу транспортных.

1.2 Судебная экспертиза технического состояния ТС

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей;
  • определение причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияние этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и так далее) при определённом техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, деталей в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Многие из приведённых задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относятся задачи установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.

1.3 Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) включает комплексное авто-трасологическое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  • определение механизма ДТП;
  • установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  • определение угла взаимного расположения ТС и направление удара в момент столкновения;
  • установление взаимного расположения ТС относительно границ и оси проезжей части;
  • определение места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении;
  • определение части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • определение наличия времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  • установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП.

Наряду с приведёнными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  • установление взаиморасположения человека и частей ТС;
  • оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  • определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  • выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления её показаниями свидетелей.

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Объект судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие:

  • велосипеды;
  • мокики; мотоциклы; мотороллеры пассажирские и грузовые;
  • автомобили отечественного и зарубежного производства;
  • трамваи и троллейбусы;
  • дорожные машины; сельскохозяйственные машины;
  • тракторы; аэросани;
  • снегоходы и так далее.

Объект судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним – это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и так далее). Эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путём торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судей) значительные сложности.

В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

Основные исходные данные, необходимые для производства САТЭ по всем делам, связанным с ДТП

  1. Дата и время суток ДТП;
  2. Место расположения ДТП (населённый пункт, ненаселённый пункт и так далее).
  3. Фабула ДТП с подробным описанием дорожно-транспортной ситуации
  4. Дорожные условия:
  • тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, щебёнка, гравий, песок, глина  и др.);
  • состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, снежный накат, гололедица и так далее).
  • состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушения уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений; координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП ;  наличие каких-либо наслоений на поверхности проезжей части (грязь, рассыпанный гравий, песок, разлитое масло и др )
  • размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (ширина проезжей части, обочины, откосов, тротуаров и так далее);
  • продольный и поперечный профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъём в направлении движения ТС, либо горизонтальный)
  • наличие разметки проезжей части, дорожных знаков пешеходных переходов, светофорных объектов и так далее;
  • установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек …);
  • Наличие следов ТС на проезжей части, каким ТС оставлены, их характер, расположение по ширине проезжей части ( за пределами проезжей части), протяжённость. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное и др) или с различным состоянием проезжей части (сухая, мокрая и др), необходимо привести последовательность и протяжённость каждого участка.
  • Скорость движения ТС, пешеходов, животных
  • Освещённость проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин и так далее).

Дальность видимости проезжей части с рабочего места водителя (определяется  только экспериментальным путем).

  • Координаты места столкновения (наезда, опрокидывания и так далее) относительно обочин дороги или других элементов.
  • Марка, модель ТС.
  • Техническое состояние ТС до ДТП. ( исправен, неисправен)
  • Состояние ТС на момент вынесения постановления (определения) ( восстановлен после ДТП или нет).
  • Степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров).
  • В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, обязательно указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).

Дополнительные исходные данные при наездах на пешехода (велосипедиста)

  1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда.
  2. Направление движения пешеходов ( пешеход перед наездом двигался в попутном направлении параллельно а/м , либо под углом к ТС- в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение, тоже самое во встречном для ТС направлении. В случае движения в перпендикулярном направлении указать «слева направо», «справа налево»)
  3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае если пешеход менял темп движения, указать протяжённость каждого участка и скорость движения на каждом участке. Если пешеход останавливался – время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипедист затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами производилось торможение.
  4. Какой частью ТС был произведён контакт с пешеходом при наезде.
  5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом. Если применял – координаты места наезда относительно следа торможения, либо на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.
  6. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь и так далее) необходимо указывать дальность видимости как проезжей части, так и препятствия (определяется только экспериментальным путем.)

Дополнительные исходные данные при столкновениях ТС на перекрёстках

  1. Детальный план пересечения дорог
  2. Порядок организации движения ТС на перекрёстке и образующих его улицах
  3. Наличие разметки, её расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.
  4. Наличие светофорных объектов, расположение на перекрёстке, режим и характер их работы.
  5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрёстка, пересечения проезжих частей.
  6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение, если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.
  7. Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекрёсток.
  8. Какими частями произошло их столкновение.
  9. Расстояние, которое преодолело ТС по перекрестку до места столкновения , скорость ТС перед выездом на перекресток и к моменту столкновения.

Дополнительные исходные данные при столкновениях ТС при повороте налево обгоняемого или при повороте налево встречного

  1. На каком расстоянии от правой границы проезжей части двигались автомобили
  2. Время совершения маневра ТС, создающего опасность для движение, с момента начала совершения маневра и до столкновения, либо расстояние, которое преодолело ТС в процессе маневра и скорость движения его при этом.
  3. Применялось или не применялось торможение перед столкновением, если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, и после столкновения до остановки.

Дополнительные исходные данные при столкновениях ТС на дорогах вне населённых пунктов

  1. Попутное или встречное столкновение.
  1. Применялось или не применялось торможение перед столкновением, если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, и после столкновения до остановки.
  2. Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.
  3. Какими частями столкнулись ТС.
  4. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.
  5. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и её границ.
  6. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и её границ.
  7. Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.
  8. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного относительно границ и оси проезжей части.

При столкновении в тёмное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была реальная возможность различить неподвижное препятствие (определяется  только экспериментальным путем.)

Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС

  1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС,).
  2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.

Примечание: Приведённый перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет суду (следователям) сориентироваться во всём многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объёма исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве, о предоставлении дополнительных данных.

1. 4 Судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановления и оценки

Предметом данных судебных автотехнических экспертиз , является установление фактических данных о техни­ческом состоянии АМТС, дате выпуска АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных эле­ментов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений и событий.

Объектами рассматриваемых автотехнических экспертиз могут быть: — АМТС в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;

— информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;

— данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;

— документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

Задачи, решаемые экспертами

В рамках рассматриваемых в данном документе судебных автотехнических экспертиз, а также исследований могут решаться следующие задачи:

  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с
    ДТП или в результате иных повреждений;
  • определение износа АМТС и его составляющих;
  • установление стоимости годных остатков АМТС;
  • определение величины утраты товарной стоимости АМТС;
  • определение стоимости АМТС, в том числе остаточной стоимости;
  • идентификация объекта экспертизы.

Все задачи решаются экспертами только с технической точки зрения, а их компетенция определяется соответствующей программой подготовки.